Виноградова Нина Николаевна, учитель начальных классов

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Рада всем!
Погода
Праздники
Календарь праздников
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Тесты
https://iq2u.ru/tests?level=1 http://chudo-udo.com/testy-onlajn-dlya- 1-klassa http://testedu.ru/test/matematika/1-klass/ https://iqsha.ru/uprazhneniya/ nachalnaja-shkola/ http://irnik.ru/tests_for_ primary_school https://iq2u.ru/tests/34?level=1
Тест
Проверочный тест по русскому языку за курс начальной школы
Отличник
Отличник
Радио
Block title
https://pereverklselezneva.blogspot.com/p/blog-page_40.html
Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная технология как средство развития общеучебных умений и навыков в начальной школе.

В современной школе возникает потребность формирования у ученика понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять полученные знания в собственной практической деятельности. Актуальными становятся задачи воспитания личности способной адаптироваться в условиях постоянных изменений и находить решения в любых жизненных ситуациях.

Идет стремительное   построение информационного общества, в котором  решающую роль будут играть не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания. Важно научить школьника умению не потреблять знания, предложенные учителем, а искать их. Это значит научить их самостоятельно работать с  учебным материалом, решать нетрадиционные задачи, находя связи между полученными знаниями и явлениями действительной жизни; анализировать и делать самостоятельные выводы.

Новые принципы личностноориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые:

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

  • развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Поиск новых средств приводит  к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Одним из ведущих методов является  проектная деятельность.

Проектная деятельность – относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее. Проект  – цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности.

Слово “проект” произошло от латинского слова - “брошенный вперед”, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Учебный проект это:

  • проблема, которую надо решить;

  • способы ее решения;

  • формы организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом;

  • деятельность по осуществлению проекта;

  • анализ результата и сопоставление его с предварительной гипотезой или намеченной целью.

Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, педагог выбирает либо жесткий, либо скрытый характер координации. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Работа над проектом, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот “получат прививку” от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.

Введение  в проектную деятельность учащихся обеспечивает единство в педагогическом процессе, в обучении и воспитании учащихся.

Классификация проектов.

В основу классификации проектов можно положить несколько признаков.

По содержанию:

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте. В нашей школе такие проекты реализуются в ходе  тематических и предметных недель.

  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Чаще всего данные проекты реализуются в старшей школе.

  • Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Данный вид проекта может быть широко использован в начальной школе.

  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области)

  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками.

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными;

  • межрегиональными;

  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности.

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  •  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  •  навыки делового партнерского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – целенаправленная деятельность учащихся по нахождению способов решения проблемы через выполнения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Младший школьный возраст может быть начальным  этапом проектной деятельности, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. Выполненный проект даёт видимый конечный результат, и повышает самооценку младших  школьников, вызывает желание учиться, осваивать новые знания, умения, навыки.

Этапы проведения проекта.

  1.   этап.

Подготовительный, или вводный ( погружение в проект):

  • выбор темы и её конкретизация;

  • определение цели и формулировании задач;

  • поиск источников информации и определение списка литературы.

Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым она интересна, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся.

Требования, предъявляемые к теме проекта:

  • актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики;

  • содержательность, информативность;

  • возможность поиска достаточного количества литературы;

  • формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему;

  • тема должна быть конкретной.

Цель исследования отвечает на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат ещё до его получения?»

Задачи - это то, что можно сделать для достижения цели.

Гипотеза содержит предположения о связи определённой деятельности с её результатом.

Определение объекта и предмета исследования.

Ставятся вопросы для изучения: «Что рассматривается?», «Как рассматривать объект?», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?»

Выбор метода исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, обобщение.

II этап.

Поисково-исследовательский этап: 

-   определение источников информации;

-   планирование способов сбора и анализа информации;

-   проведение исследования;

-   сбор и систематизация материалов.

На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Творческое переосмысление собранных материалов,  выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, наглядность иллюстративного материала – всё это приводит к созданию оригинального «конечного продуктов». Знакомство с опубликованной по теме исследования литературой начинается работа с картотекой библиотеки и библиографическими изданиями.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей ознакомление с различными выводами авторов и выявление современной проблемы.

III этап.

Трансляционно-оформительский этап:

  • «предзащита проекта»;

  • доработка проекта с учётом замечаний и предложений;

  • подготовка к публичной защите проекта.

IV этап.

Заключительный этап:

  • публичная защита проекта;

  • подведение итогов, конструктивный анализ.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции. Подготовка к презентации – процесс творческий.  Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать её достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования «конечного продукта». Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

Достаточно высокий уровень процесса информатизации нашей школы способствовал активному внедрению в образовательный процесс проектной технологии. Стало традицией представление проектов  учеников и  начальной школы на:

-   школьной научно-практической конференции;

-   Открытом городском молодежном        Форуме «Новое поколение горожан: кадровый резерв»;

-   областной творческой  конференции  школьников  «Наука.  Творчество.  Исследование».

Проектная деятельность  заинтересовала меня и уже два года  я  занимаюсь с детьми  защитой проектов.

Один из проектов “Русское народное творчество” - объединил уроки технологии, окружающего мира, истории, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.

В каждом селе или городе, области преобладают свои художественные промыслы, навык которых чаще всего передается из поколения в поколение. Благодаря мастерству рук умельцев, их душе, разуму - их произведения отражают окружающий мир, всю его многогранную красоту.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему”. Особенно важно, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникабельность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью, гуманность.

Эта тема была выбрана мною неслучайно, т.к. она дает возможность развитие творческих, эмоциональных, познавательных  качеств ребенка.

Работа над проектом продолжалась в течение учебного года, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.

Изначально я познакомила детей с понятием «проект»,  и предложила тему для разработки проекта, проинформировала родителей о начале исследовательской работы.

На первом этапе работы над проектом дети познакомились с разнообразием русского народного творчества, и ими была выявлена проблема потери самобытности и традиций в России.

Начался второй этап работы над проектом – сбор и обработка информации. Вместе с ребятами мы определили задачи проекта: изучить историю народных промыслов, традиции, костюмы и устное народное творчество, сделать выставку рисунков и поделок и провести  презентацию проекта.  В процессе сбора информации дети проявили активность и заинтересованность. Были использованы фонды библиотек, данные  Интернета, помощь родителей.

На третьем этапе собранный материал был использован для оформления портфолио, стендовой защиты и создания электронной презентации. 

На четвертом этапе презентация проекта состоялась перед учащимися класса и для родителей  на собрании.

            После презентаций были подведены итоги проделанной  работы. В результате ребята пришли к выводу, что, не зная культуры своего народа, нельзя понять особенности самого себя и своей страны.   Ребята высказали удовлетворенность результатами работы над созданием проекта. Никто из учеников класса не остался в стороне. Многие дети изъявили желание и в дальнейшем участвовать в проектной деятельности.

Литература.

1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

3.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

4.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. науч. ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

8.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Николаевна (02.11.2016)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Часы
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Поиск
Сотрудничество
Сообщество педагогов Методсовет Продленка
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Сайт учителя начальных классов

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz